Старт избирательной кампании:
теория и практика

разбираем план действий по шагам на «Кандидат 24»

Шаг 5. Встречи с избирателями

Смысл участия в выборах в статусе кандидата заключается именно в проведении встреч. Колоссальный опыт общения с разными людьми в статусе общественного лидера невозможно получить нигде более. Цель организации встреч - массовая поддержка граждан на выборах.

Твои действия

1
Планируй встречи
Выбери комфортный формат встреч со своими избирателями
2
Готовь встречи заранее
Используй пошаговый план ниже
3
Считай результаты
Количество твоих касаний с избирателями должно превращаться в голоса на выборах
4
Подводи итоги встреч
и собирай базу сторонников после каждой встречи
Встречи кандидата с избирателями – одна из наиболее эффективных и широко используемых избирательных технологий. Ничто не заменит личного общения кандидата, его доверенных лиц с избирателями. Если кандидат умеет хорошо говорить и держаться на публике, то встречи с избирателями – это наиболее действенная форма агитации.

Проводить встречи с избирателями необходимо на протяжении всей избирательной кампании с момента регистрации вплоть до субботы перед днём выборов. Организовывать встречи будущего кандидата с населением можно и до регистрации, во время сбора подписей. Можно и раньше, но повод должен быть значимым. Правда, в этом случае нельзя напрямую агитировать за кандидата, то есть призывать голосовать за него. Но обсуждать волнующие людей проблемы запретить никто не может. Встречи до регистрации должны носить информационный, тематический, дискуссионный и иной характер.
Виды встреч кандидата с избирателями (подробнее)
Можно выделить несколько основных видов встреч кандидата с избирателями. Эффективность встреч зависит от качества подготовки, целей кампании и специфики округа.
  1. Специально подготовленные встречи. Обычно они проводятся в клубах, кинотеатрах и других специальных местах для встреч. Приглашением избирателей на встречу занимается сам кандидат.
  2. Встречи с трудовыми коллективами. Они проводятся по месту работы избирателей по согласованию с руководством.
  3. Встречи с трудовым коллективом кандидата. Сотрудники и деловые партнеры являются потенциальными избирателями. Психологически такие встречи могут даваться сложнее, но обратная связь может быть более глубокой и развернутой, так как эти люди лучше знают положительные и отрицательные стороны кандидата.
  4. Встречи кандидата с руководителями предприятий и организаций. Учитывая особую важность этой категории избирателей как лидеров общественного мнения, к таким встречам нужно быть подготовленным, попытаться установить приятельский контакт и напомнить о себе перед выборами.
  5. Встречи с избирателями по месту их жительства. Такие встречи проходят во дворах и жилищных кооперативах, как правило, в неформальной обстановке.
  6. Встречи в местах массового скопления людей. На рынках, около крупных магазинов, в парках, во дворах, на детских и спортивных площадках, остановках общественного транспорта. Эти встречи могут проводиться в форме пикетов или превращаться в небольшие предвыборные митинги.
  7. Встречи нескольких кандидатов. Такие встречи почти всегда проводятся по инициативе окружной избирательной комиссией и имеют формат дебатов. На таких встречах избиратель имеет возможность сравнить кандидатов "вживую". На таких встречах очень важна поддержка команды и сторонников кандидата.
  8. Онлайн-встречи. Такие встречи набирают все большую популярность, имеют разные форматы вебинаров и прямых трансляций. Важно, что можно получить обратную связь от большого количество избирателей, но чем меньше территория округа, тем сложнее использовать онлайн-технологии для организации встречи.

План подготовки встречи с избирателями

1. Разработка и утверждение концепции встреч в штабе кандидата
Ты подготовил программу и краткие тезисы, теперь важно организовать встречи как один из главных каналов связи с избирателями. Считаем количество избирателей, количество избирателей на встречах (при разных видах встреч), учитываем количество дней до выборов и выбираем концептуальный подход к проведению встреч
2. Определение места и времени проведения встречи
Встреча кандидата с избирателями регулируется избирательным законодательством. О плановых встречах в публичных местах необходимо уведомлять избирательную комиссию и органы внутренних дел для обеспечения безопасности участников. За качество встречи на частной территории несет собственник помещения. За спонтанные массовые встречи (собрания, митинги, шествия) несет полную ответственность кандидат. Цель встреч - призыв к поддержке кандидата, важно сохранять концепцию встреч на уровне запланированных и не поддаваться на провокации.
3. Подготовка сценария встречи
Регламент и тайминг - важные помощники в проведении встреч. Самое важно - сохранять свои силы в течении всего периода избирательной кампании (а это сложный эмоционально и физически марафон), донести максимальному количеству человек о своей позиции и получить поддержку. От встречи к встречи сценарий важно сохранять, позволяя лишь небольшие корректировки.
4. Информирование избирательной комиссии о предстоящей встрече
Избирательное законодательство подразумевает добровольное уведомление комиссии о встречах в публичных местах. Также, избирательная комиссия обязана предоставить кандидатам в равном объеме фонд муниципальных помещений для организации бесплатных встреч с избирателями. Составить график встреч кандидатов также обязана избирательная комиссия.
5. Подготовка выступления кандидата
70% успеха любого выступления - качественная подготовка. Напиши заранее речь или план выступления, предварительно выступи перед друзьями, заранее подготовь ответы на возможные вопросы по теме выступления и вопросы о тебе лично.
6. Заказ агитационных материалов
1. Заключаешь договор на оказание услуги
2. Получаешь выставленный счет
3. Оплачиваешь материал (100 %)
4. Проверяешь выходные данные на каждом виде продукции (дата оплаты не должна быть позже даты выхода)
5. Материал изготавливают и ты получаешь его
6. Готовишь уведомление о намерении распространить материал и прикладываешь 1 экз. (для образца)
7. Приносишь уведомление в 2 экземплярах в избирательную комиссию, визируешь
8. Распространяешь материал
Нарушение этого алгоритма может привести к отзыву из распространения всего тиража материалов.
7. Приглашение избирателей
Устные и письменные (от руки и печатные).
Приглашения напечатанные относятся к виду агитационной продукции, распространяется общее правило по изготовлению и распространению агитации.
Приглашай на встречи лидеров мнений в округе: старших по дому, публичных людей, членов и руководителей общественных организаций, руководителей трудовых коллективов. Их поддержка - важное условие победы на выборах.
8. Обеспечение медийного сопровождения встречи
Обязательно работай с медиасредой. Сегодня открываются колоссальные возможности для распространения своего контента в сети Интернет: проводи прямые трансляции, выкладывай итоги и записи со встреч. СМИ в период активной избирательной кампании не могут бесплатно снять информационный сюжет о твоей встрече или опубликовать статью о тебе, но все равно уведомляй их о своей позиции, возможно, что ты попадешь в нейтральные общие обзоры издания или создашь оригинальную повестку для новости.
9. Организация работы "группы поддержки" и ее инструктаж;
Группа поддержки должна быть реальной и помогать тебе проводить офлайн встречи. Организационные вопросы (типа раздача листовок, подготовка технического сопровождения встречи) невозможно решить кандидату в одиночку, все свое время он должен посвятить общению с избирателями.
Важно объяснить всем участникам "группы поддержки" цели, роли и модели поведения в разных ситуациях (позитивных и негативных). Наиболее подготовленные члены группы поддержки помогут "раскачать" аудиторию, зададут правильные вопросы и возьмут на себя работу с возражениями, будут отвечать на критику.
10. Обеспечение правопорядка и охраны на встрече
Не игнорируй вопросы безопасности и комфорта приглашенных на встречу. Если ты выступаешь инициатором встречи продумай, как встретить и проводить приглашенных, как вести себя с оппонентами, как обеспечить безопасность установленных конструкций, как убрать после встречи мусор и прочее. Заранее в уведомительном порядке и в случае необходимости обращайся в правоохранительные органы.
11. Подготовка зала/места к работе и его соответствующее оформление
Готовим заранее медиаматериалы, техническое обеспечение места встречи, агитационное оформление
12. Обеспечение работы медийной команды на встрече
Видео и фотосъемка со встречи станут для тебя серьезным подспорьем для организации дальнейших встреч и распространения твоей позиции в медипространстве. В период активной агитации запрещено использовать совместные изображения кандидата с кем либо еще в формате агитационного материала.
13. Оценка встречи и проработка результатов:
Проводи опросы на встречах, записывай обращения граждан, подготовь ответы после встречи. Отсмотри свои выступления, улучшай свою работу от встречи к встрече. Используй каждую встречу как уникальную возможность рассказать о своей позиции, найти друзей и единомышленников, развить свои профессиональные и личные качества.
Разумеется, это общая схема. Часть действий может отсутствовать, а в случае особой важности встречи, потребуются дополнительные действия. Последовательность этих действий может несколько меняться, некоторые действия осуществляются параллельно. Но в целом данная схема показывает многоплановость и сложность технологического процесса, управление которым требует предельной организованности и самообладания.

Статьи расходов
на проведение встреч с избирателями

Бесплатно - понятие относительное.
Самое дорогое - труд людей
Оплата аренды помещения
Используй фонд муниципальных помещений для бесплатных встреч, проводи встречи на частных территориях по приглашению, организовывай встречи самостоятельно в отдельных залах и помещениях. Аренда устанавливается на месте
1
Изготовление листовок, плакатов
После встречи у избирателя обязательно должен остаться материал с твоими ФИО и датой выборов. Подготовь удобный материал, не используй одновременно несколько форматов (например, листовка, газета, календарь), это запутает избирателей и влечет ненужные финансовые траты
2
Оплата охраны мероприятия
По необходимости. В местах публичный встреч правопорядок могут обеспечить правоохранительные органы.
3
Оплата транспортных расходов
Доставка технического обеспечения и агитации на встречу, доставка граждан или группы поддержки к месту встречи. По необходимости
4
Оплата СМИ о предстоящей/прошедшей встречи
Газеты местного значения иногда являются единственным удобным способом информирования граждан. Рассматривай разные варианты использования СМИ.
5
Оплата фотографа/видеографа
Обращайся к профессионалам или помощи группы поддержки.
6
Накладные расходы
Множество мелочей при организации встречи нужно предусмотреть: скотч, клей, бумага, ручки, скрепки, зажимы, гвозди и прочее, относящееся к оформлению встречи
7
Оплата группы поддержки/агитаторов
Любой труд должен быть оплачен. Привлекай волонтеров, агитаторов или друзей. В период избирательной кампании от действий твоего окружения во многом зависит результат. Благодари людей за помощь и договаривайся об удобных формах благодарности
8
Подарки, цветы, еда, деньги избирателям
Никогда не трать на это ни рубля. Это не работает, не соответствует цели участия в выборах и противоречит твоему намерению стать депутатам и работать на интересы граждан.
9
Возможные трудности при организации встреч (подробнее)
Предварительная подготовка значительно снижает любые трудности
1) Явка избирателей
Граждане, зачастую, имеют негативные установки по отношению к открытой агитации и политическим заявлениям. Но с каждым новым кандидатом и качественно выстроенной агитацией скепсис снижается. Пусть тебя не смущает "отказ" людей тебя поддержать и прийти на встречу. Любой контакт с человеком важен. Но не стоит превращать свои встречи в концерты и развлечения, тратить силы на манипуляции. Лучше проработай свою целевую аудиторию, установи ее характеристики и места встреч. Твой избиратель обязательно выскажет поддержку, запомнит твое имя и в день выборов - проголосует!

2) Сильное психологическое напряжение
Массовые встречи с людьми всегда вызывают волнение, даже у самого подготовленного человека. Чем ближе день выборов, тем более вовлечены граждане в процесс выборов. Помимо тебя активно работают оппоненты и комиссия (рассылает приглашения и распространяет рекламу). Вовлеченность заставляет избирателей больше говорить о проблемах, недовольствах, высказывать критику и опасения что-то изменить. Важно понимать, что поведение людей на встречах редко связано напрямую с твоей речью, уверенностью, внешним видом. Поэтому нужно быстро перестраиваться и не принимать на своей счет все замечания и критику. Высказывать благодарность людям за участие и внимание. Им тоже важно получить от тебя поддержку и понимание их проблем, ведь ты планируешь защищать их права в органах местного самоуправлениями или парламенте.

3) Работа оппонентов
Ты активно ведешь кампанию, но и твои конкуренты не спят. Зачастую, избиратель готов выделить время на одну-две встречи с кандидатами, а если вас больше и каждый борется за внимание избирателя! Нет четкого представления, как не надоесть избирателю, но можно учесть несколько советов: стараться проводить встречу первым, никогда не организовывать принудительные встречи с организованными группами, трудовыми коллективами, предлагать понятную и простую агитационную программу и план встречи, общаться с избирателями комфортным способом, действовать согласно своего изначального плана.